Безопасность

Безопасность в метрополитене

Метро в Беларуси существует лишь в Минске. Но столицу посещают и жители “периферии”, так что необходимо быть осторожнее с данным видом транспорта, особенно ввиду некоторых событий, связанных с метрополитеном. Обязательно познакомимся с правилами пользования минским метрополитеном (есть такой документ)
развернуть

Инструкция
по безопасному поведению в метро

1. Общие знания об опасности в метро

1.1. Метрополитен — зона повышенной опасности.

1.2 Основными причинами гибели и травмирования граждан в метро являются:

1.2.1 незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне повышенной опасности

1.2.2 неоправданная спешка и беспечность

1.2.3 озорство, хулиганство, игры на платформе

1.2.4 незнание, как выйти из чрезвычайной ситуации (падение в туннель, взрыв, задымление)


1.3 Огромная скорость поезда в метро, большой тормозной путь.

1.4  Опасное место – за полосой на краю платформы.

1.5 Металлическая конструкция желтого цвета вдоль тоннеля - под высоким напряжением

1.6 Эскалатор: избегать попадания вещей, частей одежды между движущимися частями

 2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков.

2.1 Провести беседы о безопасном поведении обучающихся в метро.

2.2 Контролировать поведение детей и подростков при пользовании метрополитеном.

3. Меры безопасности при пользовании метрополитеном:

3.1. Вход (выход) пассажиров в метро производится в направлениях, обозначенных указателями и пиктограммами, через вестибюли станций метро, оборудованные специальными дверями, которые нужно придерживать.

3.2. Проход к поездам метрополитена осуществляется через автоматические контрольные пункты, после опускания в них жетонов установленного образца, или через служебный проход по предъявлению проездного билета или документа, дающего право бесплатного проезда в метро.

3.3. Переход к поездам метрополитена осуществляется в строгом соответствии с направлениями движения пассажиропотоков (согласно установленным указателям и пиктограммам).

3.4. Пользуясь эскалатором, необходимо стоять справа лицом по направлению движения, держаться за поручень и не задерживаться при сходе с эскалатора, малолетних детей держать за руку или на руках, не разрешать прикасаться к неподвижным частям эскалатора и не заступать за ограничительную линию.

3.5. В ожидании поезда необходимо находится за линией, обозначающей край платформы, повернувшись боком к туннелю.

3.5. Посадка пассажиров в электропоезд производится в порядке очередности, после его полной остановки и выхода, прибывших на станцию пассажиров, через все двери.

4. Запрещается:

4.1 сидеть, ставить вещи на ступени и поручни эскалаторов, облокачиваться на поручни, бежать по эскалаторам и платформам;

4.2 передвигаться по территории станций и переходов на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных подобных транспортных и спортивных средствах;

проходить и находиться на станции без обуви;

4.3 спускаться на пути, подкладывать на пути метрополитена посторонние предметы;

открывать двери вагонов во время движения и остановок, а также препятствовать их открытию и закрытию на остановках;

4.4  проезжать в поездах, следующих в электродепо, и на пути для перестановки составов;

пользоваться без надобности связью «пассажир — машинист», выключателем эскалатора с надписью «стоп»;

4.5 наносить надписи и расклеивать без разрешения администрации метрополитена объявления, плакаты и другую продукцию информационного содержания;

находиться с багажом, в одежде, с предметами, продуктами, которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройство станций;

4.6  загрязнять и засорять территорию метрополитена, размещать багаж на сиденьях вагонов и скамейках станций;

4.7 самовольно проникать в производственные помещения и на огражденную территорию метрополитена, наносить повреждения сооружениям, устройствам пути, оборудованию и подвижному составу метрополитена.

5. Действия в чрезвычайной ситуации:

5.1. В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только самое необходимое.

5.2 Разбейте стекло в вагоне с правой стороны по ходу движения – там нет контактного рельса, и электрокоммуникации низковольтные (связь, управление) справа у самой стены будет место, специально предназначенное для движения обслуживающего персонала – по нему и надо двигаться в предполагаемую сторону ближайшей станции.

 


Примерная беседа
классного руководителя со своими воспитанниками перед поездкой
в город с метрополитеном

Метро в Беларуси существует лишь в Минске. Но столицу посещают и жители “периферии”, так что необходимо быть осторожнее с данным видом транспорта, особенно ввиду некоторых событий, связанных с метрополитеном. Обязательно познакомимся с правилами пользования минским метрополитеном (есть такой документ)

При входе и выходе из метро надо постараться не получить травму головы или кисти руки качающейся стеклянной дверью при попытке замедлить ее движении.

При движении на эскалаторе держаться за движущийся поручень, так как возможна ситуация – резкая аварийная остановка эскалатора.

Если вы везете с собой ребенка на эскалаторе, то придерживайте его. Следите за тем, чтобы он не совал пальцы под движущийся поручень и вовремя соступил с эскалатора.

На платформе не стойте слишком близко от края, особенно если рядом много людей. Лучше не иметь никого у себя за спиной. Для большей надежности поворачивайте к рельсам боком, а не лицом.

Если какая-то из ваших вещей упала на рельсы, следует сообщить об этом дежурному и он поднимет ее специальными клещами.

Основное, что следует помнить всегда — нельзя заходить за полосу возле края платформы. А лучше всего — даже не приближаться к ней до полной остановки поезда. Спешащие первыми влезть в вагон люди могут нечаянно вас толкнуть — и вы окажетесь на рельсах!»

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь разработало меры безопасного поведения и действий в случае чрезвычайных ситуаций в метро.

 

Рассмотрим чрезвычайные ситуации и возможные пути их решения.

1. Первая ситуация: на станции возникло задымление, пожар, произошел взрыв.

Действия: как бы банально не звучало, но первое, что необходимо сделать – это успокоится и не впадать в панику, попытаться оценить обстановку, определив степень происшествия и пути эвакуации. В данном случае это выход, противоположный эпицентру задымления/пожара/взрыва. Если Вы можете предпринять действия по оказанию помощи пострадавшим (если таковые имеются) и/или тушению пожара – тогда приступайте. Но помните – главное самому не стать спасаемым. Если Ваши силы в данной ситуации кажутся Вам сомнительными – тогда необходимо эвакуироваться в сторону, противоположную происшествию. Эвакуироваться надо по середине перрона, то есть максимально дальше от обеих тоннелей, чтобы вас не случайно столкнули другие спасающиеся. Если впереди образовалась давка на выходе – не вжимайтесь в толпу. Если в ней Вы упадете – это будет очень опасно. Люди в панике просто не заметят Вас, подняться будет трудно, и люди могут нанести серьезные травмы обувью. Поэтому лучше держать некоторую дистанцию от толпы.!!!  Поднявшись наверх к пункту пропуска (турникетам), где есть дежурный персонал – обязательно расскажите им максимально подробную информацию о случившемся внизу – этого мог еще никто не сделать, а им нужна информация, чтобы понять, какие действия необходимо предпринять. После сообщения персоналу станции, эвакуируйтесь на улицу и, позвонив в службу спасения по телефону 101, максимально логично и последовательно изложите диспетчеру те же факты.

2. Вторая ситуация: Вы упали в тоннель на рельсы.

Самое безопасное место – это яма между рельсами. Самое опасное – это контактный рельс для питания поезда током (металлическая конструкция желтого цвета вдоль тоннеля), который находится вдоль стены со стороны перрона. К нему прикасаться очень опасно, не говоря уж о том, чтобы пытаться наступить на него, чтобы залезть на перрон – Вас попросту может убить током.

Действия: Здесь стоит рассмотреть несколько вариантов:

2.1. Вы упали, но  поезда в непосредственной близости нет.

В этом случае позовите на помощь, попросите, чтобы сообщили о происшествии персоналу станции, и одновременно с этим следуйте в сторону, противоположную той, откуда будет выезжать поезд. 

Относительно безопасное место – черно-белая полосатая перекладина между рельсами. Именно возле нее останавливается первый вагон состава, то есть, если машинисту не успеют сообщить о происшествии, то даже в штатном режиме он остановит состав именно ДО НЕЕ.

Чуть далее в тоннель за этой перекладиной начинаются служебные коммуникации – там может быть и лестница, по которой можно подняться наверх. Если ее нет – ждите помощи! Не пытайтесь взобраться наверх по кабелям и т.п. – это опасно! Если помощи нет, а поезд уже близко – встаньте за границей полосатой перекладины на несколько метров и машите руками, подавая сигналы машинисту. При этом можно использовать мобильный телефон с включенным экраном, фонарик, фликер и любые другие вещи, которые будет хорошо видно.

2.2. Вы упали, и поезд в непосредственной близости.

Здесь будем рассматривать ситуацию, когда либо Вы после падения потеряли способность нормально передвигаться, либо поезд уже настолько близко, что убегать от него, очевидно, нет смысла. В этой ситуации необходимо быстро лечь в канал меду рельсами, по возможности ногами к поезду и на живот, ноги плотно прижать другу к другу и к земле, голову поджать и прижать к земле, руки прижать вдоль тела. Если у вас одежда с низким подолом – есть смысл лечь головой к поезду, чтобы потоком воздуха одежду не подняло вверх. Однако главное – это успеть лечь и прижаться!!! В таком положении поезд проедет над Вами не задев. Ни в коем случае не пугайтесь шума, теплого воздуха и даже искр над вами – при торможении поезда все это возможно. С целью нервной разрядки, как только ляжете – закройте глаза и глубоко вдохните и, мысленно сосредоточившись на положении собственного тела (а не на приближающемся поезде), не дышите максимально долго. После этого сделайте повторный вдох-выдох - и снова вдох и не дышите. Такая процедура успокоит Вас. Даже если он остановится над Вами – не двигайтесь, лежите и ждите помощи. Можно звать на помощь, однако положение не меняйте!

2.3. Вы увидели, как кто-то упал в тоннель на рельсы.

После изучения п.п. 2.1. и 2.2. Вам не составит труда догадаться послать кого-то за помощью и рассказать тому, кто упал, что ему нужно делать. Не пытайтесь его вытащить со стороны контактного рельса!!!  Все действия по спасению предпринимать ТОЛЬКО за вышеописанной полосатой перекладиной!

3. Третья ситуация: происшествия в вагоне.

3.1. Ситуация: в вагоне поезда при движении в тоннеле возник пожар (или иное ЧП).

Действия: Сообщить машинисту о случившемся (используя кнопку связи с машинистом,  распложенную у дверей), предпринять меры по тушению пожара огнетушителем (они расположены за спинками сидений, места размещения обозначены значком – присмотритесь!)

Остальным пассажирам вагона предложите лечь на пол – там будет наименьше скопление дыма, которым можно отравиться.

3.2. Ситуация: поезд остановился в тоннеле.

Если жизни ничего не угрожает – пытаться выбраться из вагона не стоит. Даже в случае, если есть необходимость покинуть поезд, остановившийся в тоннеле, дождитесь команды машиниста по громкой связи. Самое главное не паниковать и не поддаваться стадному инстинкту – толпа ничего хорошего не рождает!

Перед эвакуацией, персонал должен провести ряд мероприятий – обесточить контактный рельс, включить аварийное освещение и т.д. После этого последует сигнал по громкой связи с инструкциями по эвакуации и откроются двери. Вот тогда и можно выходить.

Однако всякое может случиться и ситуация может выйти из-под контроля и необходимость эвакуации будет экстренной.

В такой ситуации разбейте текло в вагоне ( можно тем же огнетушителем) с правой стороны по ходу движения – там нет контактного рельса, и электрокоммуникации низковольтные (связь, управление) + справа у самой стены будет место, специально предназначенное для движения обслуживающего персонала – по нему и надо двигаться в предполагаемую сторону ближайшей станции.


МЕТРОВИЧ ОБЪЯСНЯЕТ И ПРЕДУПРЕЖДАЕТ!

                 

свернуть

Безопасность вблизи железной дороги

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
развернуть

Инструкция

по безопасному поведению на объектах
железнодорожного транспорта и вблизи железнодорожного полотна

1. Общие знания об опасности на железной дороге

1.1. Железная дорога — зона повышенной опасности.

1.2 Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом являются:

1.2.1 незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей

1.2.2 неоправданная спешка и беспечность

1.2.3 нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами

1.2.4 озорство, хулиганство, игры как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

1.3 Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около 1000 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

1.4  Подходить к неподвижным вагонам ближе, чем на 5 метров, и подлезать под вагоны нельзя (Если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, того затянет под колеса)

1.5 Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека может затянуть под поезд.

1.6 Переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды.

1.7 При пересечении неохраняемого переезда, нужно внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедиться, что нет приближающегося поезда. (Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума)

1.8 Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!

2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков.

2.1. Провести беседы о безопасном поведении обучающихся вблизи железнодорожного полотна и при пользовании железнодорожным транспортом;

2.2 Контролировать поведение детей и подростков вблизи зоны повышенной опасности

3. Меры безопасности при нахождении вблизи железнодорожного полотна и в железнодорожном транспорте:

– При движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к крайнему рельсу;

– Переходите железнодорожные пути только у установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переходами, а там, где их нет – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;

– Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущего подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход;

– Подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также положение шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава;

– При переходе через пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;

– На электрифицированных участках не поднимайтесь на опоры, а также не прикасайтесь к спускам, идущим от опоры к рельсам, и лежащим на земле элекропроводам;

– При ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры. Не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда и не стойте ближе 2 метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки;

– Подходите непосредственно к вагону после полной остановки поезда. Посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы, будьте внимательны – не оступитесь и не попадите в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой;

– На ходу поезда не открывайте наружные двери тамбуров, не стойте на подножках и переходных площадках, а также не высовывайтесь из окон вагонов. При остановке поезда на перегоне не выходите из вагона;

4. Запрещается:

4.1  Переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.

4.2 Переходить пути перед близко идущим поездом (менее 400 м)

4.3. Подлазить под вагоны, перелазить через автосцепки.

4.4 Запрыгивать в вагон отходящего поезда

4.5 Играть на платформах и путях.

4.6 Высовываться из окна на ходу поезда.

5. Действия в чрезвычайной ситуации:

5.1. В случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие, берите с собой только самое необходимое.

5.2 Окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым и инвалидам.

5.3 При выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд

 


Правила поведения на железной дороге

Примерная беседа классного руководителя с родителями обучающихся, обучающимися

Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге. Недавно произошел страшный случай, когда 16-летний мальчишка на перегоне «Свольно-Борковичи» Верхнедвинского района, учащийся 9-го класса Нуровской СШ был смертельно травмирован грузовым поездом. Конечно, порицать родителей в такой ситуации невозможно, потеря ребенка невосполнима, поэтому я обращаюсь к другим родителям: будьте внимательнее к своим детям, ведь 16 лет - не тот возраст, когда можно оставлять их без контроля, особенно в зоне железнодорожного транспорта.

 Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?

- Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.

Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

- Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?

- Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?

- Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?

- Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.

- Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?

- Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.

- Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?

- Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.

- Люди часто жалуются на поведение некоторых пассажиров в электропоездах. Толчея, неуважение к старшим и, конечно, курение. На западе сейчас активно борются с курением в общественных местах. Правда, что курение в вагонах и тамбурах - проблема не только и не сколько плохого воспитания и невежественности наших граждан, но и проблема личной безопасности?

- К сожалению, приходится констатировать, что многие проблемы связаны, конечно, с менталитетом современного пассажира. Граждане, которые добираются на работу при помощи электропоездов, затрачивают на поездку пусть даже из самых отдаленных районов максимум час, час с половиной. Неужели за это время нельзя обойтись без сигареты? А ведь нередки случаи задымления из-за непотушенной сигареты в составе, на путях.
 Для того чтобы искусственно создать вентиляцию в тамбуре, между дверьми ставятся бутылки, банки и другие предметы. Я не говорю сейчас о том, сколько средств тратит дорога на ежегодный ремонт подвижного состава - это отдельная тема для разговора. Дело в том, что степень сжатия входных дверей очень высокая, и люди получают порой серьезные травмы. Получается, что люди ради удовлетворения сиюминутных желаний подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни.

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!

свернуть

Безопасность на дорогах

Уважаемые родители! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки... несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека - о детях и подростках.
Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
развернуть

МЧС запускает новую информационную кампанию «Безопасная старость»

50% от общего числа погибших на пожарах — люди старше 60 лет. К сожалению, в силу своих возрастных и физических особенностей риск оказаться в центре огненной стихии у них гораздо выше, чем у представителей других категорий. Читать далее...
развернуть

Правила безопасности в преддверии Новогодних праздников

ПРАВИЛА безопасности

ПРАВИЛА безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
развернуть

Впереди холода. А ваша печь выдержит испытание?

Впереди холода. А ваша печь выдержит испытание?

В осенне-зимний отопительный период количество пожаров «по вине» печей увеличивается. К этому приводят несколько факторов: и нарушения правил эксплуатации, и допущенные ошибки при их устройстве, и возрастающая нагрузка в период холодов. Дзержинский РОЧС напоминает: чтобы избежать беды, достаточно соблюдать несложные правила. Наибольшую опасность представляют трещины печи и ее дымохода. Поэтому важно оштукатурить печь и ее дымоход, побелить его, очистить от сажи. Печь и дымовая труба в местах соединения с деревянными перекрытиями должны иметь утолщение кирпичной кладки – разделку – шириной не менее 38 см, также отступку – воздушный промежуток шириной 10 см. Другими словами, никакие деревянные перегородки, шторы не должны примыкать к печи. Опасно оставлять на горячей лежанке обувь и одежду. На полу под дверцей топки необходимо прибить металлический лист, он защитит пол от случайно выпавших из печи углей. Допускается использовать и другие негорючие материалы – например, плитку. Нельзя складировать у печи во время ее топки дрова и бумагу. В сильные морозы безопаснее будет протопить печь дважды небольшим количеством дров, нежели один раз. Крайне опасно применять для розжига печи легковоспламеняющееся жидкости.

Напоминаем простую истину: чрезвычайную ситуацию всегда проще предупредить, чем ликвидировать. В случае пожара незамедлительно звоните по номеру 101 или 112.

свернуть

Автономный пожарный извещатель — в вопросах и ответах от дзержинских спасателей

Автономный пожарный извещатель — в вопросах и ответах от дзержинских спасателей

 

Статистика показывает, что более 50% пожаров с гибелью происходит именно в тот момент, когда человек спит. Во сне он не чувствует запаха дыма и поэтому наиболее беззащитен.

Не секрет, что для того, чтобы обезопасить свой дом от пожаров, нужно установить автономный пожарный извещатель (далее – АПИ). Ведь ежегодно, благодаря этому маленькому прибору, в Беларуси удается предотвратить гибель множества людей.

Установка автономных пожарных извещателей – обязанность или рекомендации?

В целом, установка АПИ носит рекомендательный характер. Однако в домах-новостройках установка извещателя предусмотрена планом строительства. В этом случае жильцы не имеют права его демонтировать. Также необходимо следить за рабочим состоянием извещателя: вовремя менять севшую батарейку (крону). АПИ должны быть в каждой жилой комнате (в ванной, коридоре и других помещениях не нужно). В домах, где установка АПИ не предусмотрена планом строительства, МЧС рекомендует его установить. Обращаем внимание, что Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), а также его работники продажу АПИ не осуществляют, лучше всего приобрести его в магазине, либо заказать на почте (почтальон либо автолавка, приезжающая в населенный пункт может взять заявку и в следующий раз уже привезти данный прибор).

ВАЖНО! Участились случаи посещения домовладений лицами, которые предлагают установить автономные пожарные извещатели за баснословные деньги (стоимость в магазине данного прибора составляет от 15 до 20 руб. в зависимости от модели). Предупредите своих родных и близких и будьте осторожны и бдительны.

Для чего работники МЧС и другие социальные службы проводят обследование домовладений?

МЧС необходимо знать реальную картину, чтобы правильно организовать свою работу по сохранению безопасности жизнедеятельности. В состав комиссии входят представители РОЧС, РОВД, ЦРБ, ЖЭУ, энергонадзора, отдела образования. Каждый из компетентных служб может посмотреть техническое состояние того или иного прибора, оценить условия проживания и т.п.

Памятка о порядке эксплуатации автономного пожарного извещателя:

АПИ устанавливается в жилых помещениях на горизонтальной поверхности потолка на расстоянии не менее метра от осветительных приборов и 0,5 метра от стены.

Малогабаритный и недорогой прибор (стоимостью которого составляет от 15 до 20 бел.руб. в зависимости от модели) устанавливается в жилых комнатах и крепится всего двумя шурупами к потолку, работает от обычной батарейки (крона). А при устройстве натяжных потолков в домовладениях извещатель можно прикрепить на стену (как можно выше) к потолку. Принцип работы извещателя очень прост: с помощью чувствительных элементов прибор реагирует даже на малейшую концентрацию дыма, будь он от источника огня внутри дома или же проникает извне через строительные конструкции, входные двери, окна. АПИ подает мощный звуковой сигнал, способный разбудить даже спящего человека, тем самым позволяя обнаружить опасность в кратчайшие сроки и принять все возможные меры по защите семьи и имущества от пожара. Подача прерывистого короткого звукового сигнала (каждые 30 секунд) свидетельствует о необходимости замены элемента питания.

Замена элемента питания производится один раз в год и представляет собой несложную операцию. Одновременно нужно очистить дымовую камеру от пыли с помощью пылесоса. Если индикатор, находящийся на корпусе извещателя, начал поблескивать, не издавая звукового сигнала, значит АПИ готов исполнять свои функции.

От чего происходят ложные срабатывания?

Нередко виной тому пары жиров и других веществ. Попадая в отверстия дымовой камеры, они оседают на стенках пластмассового корпуса и, высыхая, превращаются в плотный налет (поэтому на кухне и котельной его устанавливать не рекомендуется). Еще одна причина срабатываний – попадание в камеру дыма из печи, со двора через открытую дверь или в результате активного курения. Но это лишь говорит о том, что Ваш извещатель отлично работает и следует только устранить источник дыма.

Запрещается:

  1. Разбирать АПИ.
  2. Подключать его к источнику питания 220 В.
  3. Окрашивать, белить, заклеивать обоями, закрывать натяжными потолками, шторами
  4. Снимать его, за исключением тех случаев, когда требуется замена элементов питания
свернуть

«Молодежь за безопасность»

 

3 октября стартует республиканская акция «Молодежь за безопасность»

  «За молодежью – будущее» – с этим нельзя не согласиться, ведь именно молодые люди всегда были двигателями прогресса. Важная роль в этом процессе отдана государству, потому что если с малых лет ему удастся привить молодым чувство патриотизма и любовь к своей Родине, то они, в свою очередь, вложат душу в ее развитие и благополучие.

МЧС большое внимание уделяет работе с детьми и молодежью, что приводит к их сближению с работой спасателей и делает их «правой рукой» пропагандистов МЧС во время проведения различных мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. Одно из них – республиканская акция «Молодежь за безопасность». С 3 по 14 октября на молодое поколение будет возложена важная миссия: повысить уровень знаний общества в области безопасности жизнедеятельности и оказать посильную помощь всем нуждающимся – в первую очередь, пожилым людям. 

Первый этап под единым названием «112 добрых дел» продлится с 3 по 7 октября. За это время молодежный десант вместе со спасателями посетит домовладениях одиноко проживающих пенсионеров, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и окажет им посильную помощь: заготовят дрова, уберут жилые помещения и придомовые территории, установят автономные пожарные извещатели и много другое. Не останутся в стороне от этапа и территориальные подразделения «Красного креста», БДПО, а также студенты, которые помогут в этом добром деле.

Почувствовать себя звездами телеэкрана предложат и пенсионерам, которые смогут принять участие в съемках роликов на тему «Бабушкины рецепты безопасности». Думаете, смысл видео лишь в готовке? Вовсе нет! Задумка в следующем: готовя по выбранному рецепту белорусской кухни, юные спасатели вместе с пожилыми людьми параллельно будут рассказывать и о том, какие условия должны быть созданы для «безопасного» приготовления выбранного блюда. Например, хотите приготовить бабку со шкварками – вспоминайте «рецепт» безопасной печи: очищенный от сажи и побеленный дымоход, наличие предтопочного листа, отсутствие трещин и т.д. Так пенсионеры смогут не только необычно провести время в «блеске софитов», но и в очередной раз вспомнить, в каких условиях нужно содержать жилище, чтобы не случилась беда.

Во время второго этапа, который пройдет с 10 по 14 октября, вектор сместится в сторону юных спасателей-пожарных. Для них пройдет «Осенний бал юных спасателей», где пройдет не только вручение первых членских билетов и посвящение в ряды БМООСП, но и награждение лучших активистов молодежной организации.

Не останется без внимания и население, для которого пройдут широкомасштабные мероприятия в образовательных учреждениях и в местах массового пребывания людей. МЧС, заручившись поддержкой юных спасателей-пожарных, работников учреждений культуры, ведущих и диджеев местных радиостанций будут дарить людям творческие номера художественной самодеятельности, игры КВН, проведут конкурсы, викторины, лотереи, продемонстрируют видеофильмы на противопожарную тематику, распространят наглядно-изобразительную продукцию и, что самое примечательное, вручат членские билеты и проведут посвящение юных спасателей в ряды БМООСП.

Кроме того, пройдет уже традиционный для МЧС формат активности – велопробег. Он будет посвящен Дню рождения организации, в соответствии с чем будет носить название «С днём рождения, БМООСП!» (прим. 14 октября БМООСП исполняется 21 год). В нем примут участие юные спасатели, которые во время путешествия на «двухколесных друзьях» сделают остановки в памятных местах, домах-интернатах и т.д.

Слеты юных спасателей – важное событие в жизни движения. Поэтому ребят пригласят на тематические вечера-встречи с участниками слёта различных лет «"Ветераны" слёта МЧС» и ток-шоу «МЧС – моя судьба», где работники МЧС, активно принимавшие участие в деятельности БМООСП, обменяются опытом и воспоминаниями с молодым поколением юных спасателей и теми, кто уже связал жизнь со службой в МЧС.

Не обойдется и без излюбленных всеми флэшмобов, видеопоздравлений ко Дню рождения БМООСП, музыкальных клипов от юных спасателей на тему «Юные спасатели и МЧС – большая дружная семья» и фотовыставок «Слет в лицах» с яркими, памятными моментами из жизни активистов БМООСП.

На протяжении всех этапов акции пропагандисты МЧС будут сотрудничать со средствами массовой информации. Так, в период проведения акции в разноформатных СМИ выйдет цикл материалов на темы «БМООСП и МЧС – моя судьба» и «Слёт ЮСП – яркая страница в моей биографии», будут активно анонсироваться все запланированные мероприятия, а радиоэфир пополнится тематической аудиоинформацией и радиовикторинами.

свернуть

Профилактика наркомании МВД

Проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (далее - наркотики) была, есть и будет еще долго оставаться одной из важнейших глобальных мировых проблем, для которой не существует территориальных, национальных или иных границ.
развернуть

Именно по этой причине Республикой Беларусь принимались и будут приниматься все возможные меры, направленные на пресечение каналов поступления наркотиков и противодействие их незаконному потреблению и распространению на территории государства.

Больше информации по ссылке

свернуть

Фильм МЧС «Безопасность — в каждый дом»

26.01.2022
Добрый день! Посмотрите сами и перешлите этот видеоролик друзьям и знакомым!
развернуть

Вы знали, что неисправная проводка – одна из частых причин пожаров в квартирах?

А режим ожидания электроприборов не предполагает постоянного включения в розетку и рассчитан всего на несколько часов?

Или, что зарядное устройство, оставленное в розетке без телефона, может взорваться?

Фильм МЧС «Безопасность – в каждый дом» поможет вам пройти краткий ликбез по безопасности и узнать, на что стоит обратить внимание в своем жилище и какие действия предпринять, чтобы привычный для вас ход вещей не привел к пожару.

Ссылка на видеоролик «Безопасность — в каждый дом»

свернуть

Катание на тюбинге. Правила безопасности

Уважаемые родители! Не оставляйте детей одних без присмотра!

Соблюдайте несложные правила катания с горок и вы обезопасите себя и окружающих от возможных травм и повреждений.

развернуть

Памятка

КАТАНИЕ НА ТЮБИНГЕ

Катание на тюбинге это один и из самых ТРАВМООПАСНЫХ видов отдыха!!!

wnNyGF0q_YWWHWhgFowK8B2US7NWwXZs

Возможная опасность:

1. Тюбинги способны РАЗВИВАТЬ БОЛЬШУЮ СКОРОСТЬ и ЗАКРУЧИВАТЬСЯ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ ВО ВРЕМЯ СПУСКА!!!

Как только скорость движения возрастает, ватрушка становится довольно опасной: разгоняются ватрушки молниеносно, и скорость развивают выше, чем санки или снегокат на аналогичном склоне, а спрыгнуть с ватрушки на скорости невозможно. При закручивании тюбинга, человек в нем сидящий перестанет ориентироваться в пространстве.

2. Тюбинги АБСОЛЮТНО НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ и НЕ ОБОРУДОВАНЫ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ!!! ЛЕТЯЩИЙ НА ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ, БЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАТОРМОЗИТЬ ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОДОБЕН АВТОМОБИЛЮ, С ОТКАЗАВШИМИ ТОРМОЗАМИ!!!!

3. На тюбингах НЕЛЬЗЯ кататься с горок с трамплинами при приземлении ватрушка сильно пружинит, можно получить сильные травмы спины и шейного отдела позвоночника.

4. НЕЛЬЗЯ ПРИКРЕПЛЯТЬ ТЮБИНГИ ДРУГ К ДРУГУ ВЕРЁВКОЙ, они могут перевернуться, В ВЕРЁВКЕ МОЖЕТ ЗАСТРЯТЬ КАКАЯ-ЛИБО ЧАСТЬ ТЕЛА.

5. ОПАСНО САДИТЬСЯ НА ТЮБИНГ ВДВОЁМ И БОЛЕЕ, из него можно вылететь.

Правила безопасности при катании на тюбинге

1. Кататься только на специально подготовленных трассах со снежной поверхностью.

2. Склон для катания должен быть с уклоном не больше 20 градусов. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Не следует кататься на тюбингах по склонам, поросшим деревьями.

3. Нельзя кататься с горок с трамплинами при приземлении она сильно пружинит.

4. Прежде чем начать спуск по неподготовленной трассе, осмотрите, нет ли там ее на ям, бугров, торчащих кустов, камней, ограждений, и всего того, что может представлять опасность для жизни и здоровья.

5. СТРОГО СОБЛЮДАТЬ ДИСТАНЦИЮ между спусками по склону. НАЧИНАТЬ ДВИЖЕНИЕ НА ТЮБИНГЕ СВЕРХУ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПРЕДЫДУЩИЙ ПОСЕТИТЕЛЬ НА ТЮБИНГЕ ЗАКОНЧИЛ СПУСК!!!

6. Кататься на санках-ватрушках следует сидя. Не пытайтесь кататься на тюбинге стоя или прыгая, как на батуте.

7. Нельзя кататься на тюбинге вдвоем с ребенком: невозможно контролировать ситуацию, когда одной рукой приходится держать ребенка, а другой тюбинг.

8. Никогда не привязывайте надувные санки к транспортным средствам.

Какие травмы чаще всего получают при катании на тюбинге?

Когда человек теряет ориентир, у него нарушается координация и возникают высокоамплитудные движения в суставах. Отсюда травмы верхних конечностей и шейные миозиты, когда происходит резкий рывок головы, кроме того, можно получить перелом позвоночника.

Еще варианты травм это сотрясения мозга, переломы конечностей, перелом костей таза, причем такой, что порой требует оперативного лечения. Наиболее частые травмы, которые получают на ватрушках, требуют госпитализации.

НЕ ПОДВЕРГАЙТЕ ОПАСНОСТИ СЕБЯ

Правила безопасного катания на надувных санках (тюбингах)

В последние годы большую популярность приобрели надувные санки. Катание на них – это отдых, который одинаково подходит взрослым и детям. Но, к сожалению, катание на тюбинге – это один и из самых травмоопасных видов отдыха. В отличие от обычных санок «ватрушки» способны развивать большую скорость и даже закручиваться вокруг своей оси во время спуска. При этом они абсолютно неуправляемы и не оборудованы тормозным устройством.

 Это тот случай, когда здоровье и жизнь катающихся - дело самих катающихся. Чтобы сделать свой отдых приятным, а спуск на «ватрушке» безопасным, необходимо:

  1. Кататься только на специально подготовленных трассах со снежной поверхностью.
  2. Склон для катания должен быть с уклоном не больше 20 градусов. Внизу склона должно быть достаточно места для торможения. Не следует кататься на тюбингах по склонам, поросшим деревьями.
  3. Нельзя кататься с горок с трамплинами — при приземлении ватрушка сильно пружинит.
  4. Прежде чем начать спуск по неподготовленной трассе, осмотрите ее на предмет наличия ям, бугров, торчащих кустов, камней, ограждений, представляющих опасность для жизни и здоровья.
  5. Санки-ватрушки развивают большую скорость, поэтому на склоне обращайте внимание на других катающихся. Перед началом спуска убедитесь, что перед вами нет никого из катающихся, особенно детей.
  6. Не катайтесь на тюбинге в состоянии алкогольного опьянения.
  7. Кататься на санках-ватрушках следует сидя. Не пытайтесь кататься на «ватрушке» стоя или прыгая как на батуте.
  8. Нельзя кататься на тюбинге вдвоем с ребенком – невозможно контролировать ситуацию одной рукой удерживая ребенка, а другой, держась за ватрушку.
  9. Не привязывайте надувные санки к транспортным средствам: снегокатам, квадроциклам, автомобилям и т.д.
свернуть

Волшебная книга МЧС

Совсем недавно МЧС Беларуси запустило новую информационную компанию, «Гордимся, что научили!», призванную мотивировать родителей обучать детей правилам безопасности. Не прошло и нескольких месяцев и вновь креатив от спасателей –мультипликационные фильмы по безопасности для детей «Волшебная книга» МЧС.
развернуть

МЧС информирует

Запрет на посещение лесов Дзержинского района: что это значит?
Как не стать жертвой «электрического пожара»
Автономный пожарный извещатель – вопросы и ответы
Детская шалость с огнём – проблема, которая никогда не перестанет быть актуальной
Безопасное использование пиротехнических изделий
развернуть

Правила поведения на воде

Многие из нас в тёплое время года отправляются на реку, озеро или море. Но для того чтобы купание доставило вам истинное удовольствие, необходимо выполнение нескольких важных условий.
развернуть

Первое и самое важное условие — уметь плавать! Обязательно попросите родителей или других взрослых, чтобы они научили вас плавать. Человек, умеющий плавать, уверенно чувствует себя в воде и может позволить себе не барахтаться у берега, а находиться от него на довольно значительном расстоянии. Приятнее всего плавать в естественных водных бассейнах, на берегах которых оборудованы хорошие пляжи.

Прежде чем войти в воду, обязательно убедитесь в том, что она чистая. Не купайтесь в грязной воде!

Случайно наглотавшись такой воды, вы можете получить сильное расстройство кишечника. Если вы не можете определить чистоту водоёма сами, спросите об этом родителей или местных жителей.

Никогда не купайтесь в неизвестных водоёмах, а также в водоёмах, покрытых тиной и ряской! При выборе места для купания не забывайте проверять дно!

Удостоверьтесь в том, что на дне водоёма нет острых камней и веток либо железных прутьев. Осторожно определите глубину водоёма в том месте, где собираетесь купаться. Бывает, что мелкое место внезапно сменяется глубоким, и вы, неожиданно потеряв опору, можете начать паниковать.

Если вы плохо плаваете, никогда не купайтесь в одиночку. Не заходите в воду глубже, чем по пояс. Используйте надувные матрасы, чтобы удержаться на воде, но помните, что плавать на матрасе опасно. Попросите родителей или других взрослых понаблюдать за вами, пока вы будете плавать на нём.

Не купайтесь в водоёмах с сильным течением: вас может отнести на значительное расстояние от суши. Не плывите против течения. Это отнимет у вас слишком много сил. Плывите по течению, постепенно приближаясь к берегу.

Отправляясь купаться в море, спросите у местных жителей о том, какие рыбы водятся в тех местах, где вы собираетесь купаться. Старайтесь смотреть под ноги и не наступать на морских обитателей. Конечно, все они быстры и юрки, но может оказаться, что за камнем, на который вы наступили, прячется морской ёж. Вряд ли вы испытаете большое удовольствие, если наступите на него.

При виде медуз не пугайтесь и не зовите на помощь. Маленькие медузы, как правило, не опасны, их ожоги редко бывают чувствительными. Тем не менее никогда не трите глаза, после того как брали в руки медузу.

К тем медузам, которые имеют очень длинные щупальца и на теле которых есть фиолетовые пятна, следует относиться с опаской и отплывать от них подальше.

Не ныряйте в воду, если вы не умеете правильно это делать: вы рискуете сильно удариться о дно, не рассчитав глубины. О воду, как бы неожиданно это ни звучало, тоже можно очень сильно удариться.

Если место купания огорожено буйками, никогда не заплывайте за них и не держитесь за них. Не плавайте на большие расстояния в одиночку, а также ночью. Не входите в воду, если поднялись большие волны. Держитесь подальше от любых кораблей и катеров, чтобы не попасть под их винты.

Если вы устали плыть брассом или кролем, пере­вернитесь на спину. Плыть на спине легче всего, и вы сможете отдохнуть. Можно некоторое время просто полежать на поверхности воды лицом вверх.

Не купайтесь долго, особенно в холодной воде. Ре­комендуемая температура воздуха должна быть 20— 25 °С, а температура воды — от 17 до 19 °С. Средняя продолжительность купания 10—15 минут.

Если вы почувствовали, что у вас сводит судорогой бедро, согните ногу в колене и рукой сильно потяните назад. Если свело икроножную мышцу, согните ногу и прижмите стопу к груди.

Во время игр в воде будьте внимательны и аккуратны: избегайте захватов и погружений, так как в пылу игры кто-нибудь из вас может наглотаться воды. Не стесняйтесь звать на помощь в опасной ситуации, но никогда не давайте ложных сигналов.

Если вы видите, что кому-либо из купающихся нужна помощь, зовите на подмогу других людей. Если помочь можете только вы, найдите предмет, с помощью которого утопающий сможет удержаться на плаву. Это может быть спасательный круг, матрас, резиновая камера — словом, любой плавучий предмет, за который можно схватиться.

В самом крайнем случае плывите на помощь утопающему и только при условии, что вы хорошо плаваете и владеете приёмами спасения. (Утопающий человек находится в состоянии паники и совершенно не контролирует свои действия.

Он обязательно будет цепко хвататься за вас, карабкаться наверх и может утопить вас вместо того, чтобы спастись.) Подплыв к утопающему, помогите ему держаться на воде и выплывайте вместе с ним на такое место водоёма, где вы оба можете встать на дно.

Основные правила поведения на воде

Лето - прекрасная пора.   Водоемы, реки влекут к себе людей.  Даже один день, проведенный у реки или озера, дает хороший  заряд   бодрости и энергии. Однако это может быть тогда, если отдых у воды проходит организованно и разумно. К сожалению, ежегодно на водоемах, реках гибнет много людей, не стал исключением и этот год. Чаще всего к гибели приводит чрезмерная самоуверенность, неосторожность, пьянство, несоблюдение элементарных правил поведения на воде.

Давайте поговорим о том, как избежать одну из серьёзных проблем, которую вы можете сами себе создать. Речь пойдёт о водоёмах и о том, как не стать жертвой своего собственного невнимательного поведения. При этом стоит обратить внимание на то, что под водоёмами стоит считать не только море, реки, пруды и озера, но и котлованы, карьеры и траншеи, заполненные водой. Причём, последние всё чаще становятся причиной несчастных случаев.

Чаще всего причина несчастного случая – это купание в незнакомых местах. Особенно, вызывает удивление то, что некоторые представители «человека разумного» могут вот так запросто прыгнуть в незнакомый водоём. Хотя, наверняка, с детства слышали истории о том, что там их могут ожидать и удар головой о дно на мелководье, и колючая проволока, и труба, торчащая вертикально вверх, и расположенный таким же образом прут металлической арматуры. Часто бывает, что ещё вчера этого ничего не было, а сегодня другой представитель всё того же «гомо сапиенс» уже постарался облагородить природу на свой манер. Даже на облагороженных пляжах такие типы умудряются испортить дно открытыми консервными банками или битыми бутылками. Поэтому стоит весьма осмотрительно отнестись к состоянию дна пляжа, где вы намерены купаться, особенно, если с вами дети.

Никогда не купайтесь в алкогольном опьянении. Не разрешайте делать это своим друзьям, родственникам. Даже прекрасно плавающий человек в нетрезвом состоянии способен повести себя неадекватно, что может привести к печальным последствиям. Не стоит переоценивать свои силы и способности. Чаще всего упрямая вещь – статистика, говорит нам о том, что не тонут по халатности только те, кто, практически, не умеют плавать и те, кто великолепно плавают.

Если вы, купаясь, попали в водоворот, то не стоит паниковать, а вспомните наш сегодняшний разговор и наберите в лёгкие воздуха, нырните глубже, и постарайтесь максимально отплыть в сторону от воронки водоворота. И, главный враг любого пловца – судорога, которая чаще всего возникает, если вы купаетесь в прохладной воде или долгое время плывёте одним стилем, что заставляет одни и те же мышцы совершать одинаковые сокращения. Для этих целей стоит на плавки или купальник прикрепить булавку. Лучший способ – это постаратьсяуколоть этой булавкой или укусить, или ущипнуть сведённое судорогой место. Специалисты советуют при судороге ноги постараться её выпрямить и, нырнув, потянуть за большой палец ступню. Стараться всё это делать не резко, без паники, в противном случае можно вызвать судорогу всего тела. Чтобы не паниковать помните: судорога – не повод, чтобы вы утонули.

Помните, как маленьких детей учат плавать – одно из первых упражнений называется «поплавок». Вот так и вы – наберите побольше воздуха в лёгкие, сгруппируйтесь и окажите сами себе противосудорожную помощь. Никогда не оставляйте детей у воды без присмотра. Здесь может всё решить одна секунда. Кроме того, показывайте детям своим личным примером как нужно вести себя в воде. Никогда не заплывайте далеко на надувных матрасах, особенно, если вы не умеете плавать или плохо плаваете. Будьте аккуратны и при катании на лодках – не перегружайте её, не пересаживайтесь, не садитесь на борта, не катайтесь рядом с плотиной, возле шлюзов и дноуглубительных снарядов. Если вы по какой-либо причине потеряли ориентацию под водой, то лучше всего постарайтесь выпустить изо рта пару пузырьков воздуха, которые и покажут вам, где поверхность воды.

Если всё же неприятность случилась, то постарайтесь подплыть к тонущему достаточно быстро, но, чтобы у вас остались силы на оказание помощи. Кроме того, вам понадобятся дополнительные плавсредства, ведь вам придётся тащить на себе ещё одного человека. Посмотрите, что может вам пригодиться для этого случая из того, что есть рядом – надувной матрас, доска виндсёрфинга, лодка, водный велосипед, автомобильная камера, надувной детский круг, мяч, пустая пластмассовая бутылка из-под воды. Помните, что тонущий будет хвататься за вас и невольно «пытаться» утащить вас на дно. Поэтому, стоит спасать человека вдвоём или втроём.

Одновременно люди на берегу должны вызвать скорую медицинскую помощь. Подплыв к спасаемому, хватайте его за волосы и тяните вверх, не позволяйте человеку схватить вас или ударить. Как только вы оказались со спасённым на твёрдой поверхности, начинайте оказывать реанимирующие мероприятия: очистите его рот пальцем, повернув голову набок. Затем перегните человека через своё колено, чтобы голова оказалась ниже уровня желудка, несколько раз надавите сверху, достаточно сильно, чтобы вывести воду из лёгких. Делать это надо до тех пор, пока вода будет выходить. Потом уложите пострадавшего на твердую поверхность и делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца до приезда скорой.

Первая помощь при утоплении:
1) Если пловец погрузился в воду, ныряйте на глубину не переставая. У вас есть не более 6 минут, чтобы вернуть его к жизни.
2) Положить пострадавшего на живот, голову опустить ниже таза.
3) Удалить воду из дыхательных путей и желудка, резко надавив на корень языка.
4) Если рвотного рефлекса не произошло и пульс не прощупывается - положить пострадавшего на спину и сделать искусственное дыхание, чередуя с массажем сердца. Как только появятся признаки жизни - повторить 2 и 3 пункты.
5) Вызвать Скорую помощь.

Конечно, самая важная гарантия безопасного отдыха на воде - умение хорошо плавать. Однако помните, как бы вы не умели хорошо плавать - всегда нужно быть на стороже, не терять бдительность, соблюдать дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

Плавать лучше всего в специально отведенных для этого местах: официальных пляжах или бассейнах; предварительно пройдите медицинское обследование, а также изучите правила внутреннего распорядка того места, где собираетесь купаться.
Если вы собрались искупаться в незнакомом вам месте, то постарайтесь выбрать место, где просматривается дно. Оно должно быть песочным или гравийным, глубиной не более 2м, а также течение не должно превышать 0,5м/с.
Рекомендовано плавать в солнечную, безветренную погоду, при температуре воды ~ +20°С, а воздуха - ~ + 25°C. Не находитесь долго в воде. 10-15 минут вполне хватит.
Не заплывайте за буйки, помните что там могут быть водоросли, резкий обрыв дна или холодный ключ. Не играйте в воде в игры, связанные с захватом человека. В разгаре азарта, вы можете случайно не дать человеку вдохнуть вовремя воздух, и он попросту захлебнется.
Во время плавания, у человека могут появиться судороги. Если в этот момент вы находитесь недалеко от пляжа, то немедленно выйдите из воды.

Если при купании у вас случились судороги:

1) Перевернитесь на спину и плывите к пляжу

2) Если вы ощущаете, что стягивает пальцы рук, то сожмите кисть в кулак, сделайте резкое движение в наружную сторону и разожмите кулак.

3) Если свело икроножную мышцу, то вам необходимо согнуться, обхватить руками стопу сведенной ноги и потянуть на себя.

4) Если свело мышцы бедра, то обхватите рукой лодыжку с наружной стороны (за подъем), согните ногу в колене и сильно потяните рукой назад, к спине.

5) Сведенную судорогой мышцу можно уколоть любым острым предметом (булавкой, наконечником шнурка у плавок и т.п.)

6) Запомните, что если вы устали плыть, отдохните «лежа на спине».

свернуть

Правила поведения на болоте

Болота — это важная часть экосистемы, а также естественный источник торфа. Однако для человека болота являются одними из опаснейших мест на природе. Огромная часть территории России состоит из заболоченных местностей.
развернуть

Болота бывают разных видов: проходимые, труднопроходимые и непроходимые.

Проходимые болота пересыхают в летний период, и тогда по ним можно передвигаться на автомобиле. Такие болота покрыты густой травой. Труднопроходимые и непроходимые болота покрыты мхом.

Самым опасным местом на болоте является трясина, или топь, — заросший водоём, поверхность которого покрыта мхом и яркой зелёной травой. Трясина чрезвычайно опасна, она засасывает человека на дно.

Если вы предполагаете, что перед вами топь, обойдите этот участок пути.

Передвигаться по болотистой местности нужно группами. Обязательно продумайте маршрут заранее и выберите наиболее безопасную дорогу. Прежде чем перемещаться по заболоченной местности, вооружитесь крепким длинным шестом. С его помощью прощупывайте дорогу и удерживайте равновесие. Остав­ляйте на дороге ориентиры. Идти в группе нужно друг за другом, соблюдая дистанцию 5—7 м.

Прежде чем отправиться в дорогу, обязательно заправьте брюки в сапоги, чтобы не цепляться за препятствия.

Идти нужно медленно, не делая никаких резких движений и опираясь на всю ступню. Безопасный путь проходит рядом с кочками, кустами и деревьями. Под ними, как правило, находится твёрдый грунт, который не позволит вам провалиться.

Ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку!

Участки воды, а также ямы с болотной водой, которые могут встретиться на вашем пути, нужно обязательно обходить.

Для страховки шест должен находиться в горизонтальном положении. Если, несмотря на все предосторожности, кто-либо из группы провалился в трясину, оказывайте ему помощь быстро, но осторожно. Рядом с провалившимся человеком положите несколько шестов и толстых веток. Передвигаясь ползком, подберитесь к нему и помогите выбраться.

Если вы пошли через болото в одиночку и попали в трясину, не поддавайтесь панике. Ни в коем случае не делайте резких движений: это приведёт лишь к тому, что вы сильнее погрузитесь в топь. Быстро подтяните шест к себе и лягте на него грудью. Сбросьте все отягощающие вас вещи. Громко зовите на помощь.

свернуть

Правила поведения при грозе

Прежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота — это верный признак приближающейся грозы.
развернуть

Самое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках.

Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю!

При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, избе, здании с молниеотводом.

Если такой возможности у вас нет и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону.

Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну.

Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы!

Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний.

Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока.

Если гроза застала вас во время занятий техническими видами спорта, немедленно прекратите их и сойдите с велосипеда или мотоцикла.

свернуть

Правила пожарной безопасности на природе

Пожары в лесу могут возникнуть в результате воздействия молнии или неосторожной деятельности человека. Такие пожары весьма опасны, а в сухую жаркую погоду они могут принимать масштабы стихийных бедствий.
развернуть

Пожары бывают двух разновидностей: лесной (низовой или верховой) и торфяной. Низовой лесной пожар возникает, как правило, в лиственных лесах; скорость распространения огня невысокая, а высота пламени может достигать 2 м. Верховой лесной пожар типичен для хвойных лесов. Скорость распространения огня выше, чем при лесном низовом пожаре, а в ветреную погоду может быть очень высокой (25—30 км/ч). Торфяные пожары возникают на осушенных или естественных торфяных болотах. Они характеризуются длительным тлением торфа и возникновением сильного задымления воздуха. Торф — легковоспламеняющийся материал, поэтому такие пожары очень опасны.

По статистике, большинство лесных пожаров происходят по неосторожности человека. Для того чтобы предотвратить их возникновение, необходимо соблюдать несколько важных правил.

В пожароопасный период ни в коем случае не пользуйтесь открытым огнём в лесу!

К таким периодам относятся середина и конец весны (лесная почва покрыта сухими листьями и травой), а также всё лето и начало осени, когда стоит жаркая погода при отсутствии осадков более недели. Не разводите костёр в тех местах, где много сухой травы, в хвойных молодняках, на участках леса, не очищенных от порубочных остатков.

Если в данной местности введён особый противопожарный режим, категорически запрещается посещение лесов до его отмены.

Не берите с собой в лес легковоспламеняющиеся жидкости, а также пропитанные ими материалы. Не оставляйте в лесу никаких стеклянных осколков: при попадании солнечных лучей эти осколки могут сфокусировать их, что приведёт к возникновению пожара.

Что делать при пожаре в лесу

Если вы обнаружили в лесу пожар, немедленно сообщите об этом в службу спасения, в администрацию сельского округа или в лесничество. Запомните два номера, на которые следует звонить в случае лесного пожара: 01 и 112(только для мобильных телефонов).

Если обнаруженный вами пожар ещё не набрал силу, примите меры по его тушению с помощью воды, земли, песка, веток лиственных деревьев, плотной одежды. Наиболее эффективный способ тушения лесного пожара — забрасывание кромки пожара землёй.

При тушении очага лесного пожара не отходите далеко от дорог и просек, поддерживайте связь с остальными участниками тушения пожара с помощью зрительных и звуковых сигналов.

Если огонь разгорелся слишком сильно и вы не в силах его остановить, срочно покиньте место происшествия.

При лесном низовом пожаре нужно двигаться перпендикулярно к направлению огня, по просекам, дорогам, берегам рек или полянам.

При лесном верховом пожаре передвигайтесь по лесу, пригнувшись к земле и прикрыв дыхательные пути влажной тряпкой.

Если у вас нет никакой возможности выйти из опасной зоны, постарайтесь отыскать в лесу какой-нибудь водоём и войдите в него.

Иногда пожар может превратиться в настоящее стихийное бедствие, с которым не сразу удаётся справиться даже специальным службам. Если огонь начал подбираться к населённому пункту, необходимо принять коллективные меры по его тушению. Самая крайняя мера — немедленная эвакуация жителей этого населённого пункта. В этом случае вы должны беспрекословно слушаться работников спасательных служб. Не поддавайтесь панике и ждите оказания помощи. При невозможности забрать с собой личное имущество закопайте его в землю. Ждать помощи лучше всего на больших открытых пространствах или в специальных укрытиях.

Если на вас загорелась одежда, ни в коем случае не бегите!

От этого пламя разгорается гораздо быстрее. Постарайтесь снять загоревшуюся одежду. Если вам не удаётся сделать это, лягте на землю и катайтесь, чтобы затушить огонь.

Если вы увидели, что одежда загорелась на другом человеке, не позволяйте ему бежать и постарайтесь снять с него горящую одежду. Если снять с него одежду не удаётся, повалите пострадавшего на землю и потушите пламя любым возможным способом: накройте плотной тканью, залейте водой, забросайте песком или землёй.

свернуть

Безопасность на льду

Лед на водоемах очень опасен осенью и весной. Наиболее прочен чистый прозрачный лед, образовавшийся от замерзания поверхностного слоя льда. Для взрослого человека лед безопасен, когда его толщина не менее 7 сантиметров. Ребята любят устраивать зимой на льду катки. Нужно помнить...
развернуть

Инструкция

по безопасному поведению на замерзших реках, водоемах

 

1. Общие знания об опасности на замерзшем водоеме

1.1. Замерзший водоем — зона повышенной опасности.

1.2 Основными причинами гибели, проваливания в ледяную воду людей являются:

1.2.1 незнание и нарушение правил безопасности на льду.

1.2.2 собирание людей большими группами на ограниченной территории.

1.2.3  выбегание с берега на неокрепший лед

1.2.4  проверка льда на прочность ударами пятки о поверхность замерзшей вод

1.3 Крепость льда зависит от температуры воздуха. Утром и днем он не такой прочный, как вечером.

1.4 Особенно опасен лед во время оттепели.

1.5 Лед крепче у берега: его толщина уменьшается на большой глубине по мере удаления от берега, а также в тех местах, где есть растительность, быстрое течение воды, где бьют ключи или впадает в реку ручей.

1.6 Лед зеленоватого оттенка толщиной 7см – безопасный, он выдерживает одного человека.

1.7 В начале зимы наиболее опасна середина водоема, в конце зимы опасны прибрежные участки.

2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков.

2.1. Провести беседы о безопасном поведении обучающихся на льду.

2.2 Контролировать поведение детей и подростков на замерзших водоемах.

3. Меры безопасности при нахождении на замершем водоеме:

3.1     Если вы ступили на лед:

3.1.1 Обязательно проверьте прочность льда, если лед трескается – немедленно возвращайтесь обратно.

3.1.2   Во время лова рыбы опасно собираться большими группами на льду, делать несколько лунок рядом.

3.1.3   Обходите вмерзшие в лед кусты или какие-либо предметы, а также места сброса промышленных вод – лед там всегда непрочен.

3.2 Если увидели, что кто-то провалился:

3.2.1 Не приближайтесь к нему ползком (лучше всего подложить под себя фанеру, доску или что-нибудь подобное).

3.2.2  За 4-5 метров до пролома подайте пострадавшему шест, доску, веревку, ремень или шарф.

3.2.3  Медленно отползая, вытягивайте пострадавшего на прочный лед.

3.3 Безопасность при движении по льду:

3.3.1 Не выходите на тонкий лед в начале зимы (лед ломается со звонким хрустом) и в начале весны (лед ломается без треска, вода быстро просачивается и заполняет следы);

3.3.2  Имейте в руках палку, прощупывайте  перед собой путь;

3.3.3  если лед начал трескаться, осторожно ложитесь и перемещайтесь по своим следам обратно.

3.3.4  При движении по водоёму группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5 - 6 метров и быть готовым оказать помощь впереди идущему.

3.3.5  При переходе водоема по льду на лыжах, рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук. Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо. Первым идет инструктор или тренер. Интервал между лыжниками должен быть 5-6 метров. Идущий первым, ударами палок, проверяет прочность льда и следит за его состоянием.

4. Запрещается:

4.1  Кататься и собираться группами на тонком, ещё неокрепшем льду, особенно во время оттепели.

4.2  Опасно выбегать и прыгать с берега на лед, когда неизвестна его прочность.

4.3  Во время движения по льду следует обходить места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, выход родниковых вод, выступают на поверхность кусты, трава, воды промышленных предприятий.

4.4  Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами. Помните, что под снегом даже в сплошном окрепшем льду можно встретить прорубь, полынью, промоину.

5. Действия в чрезвычайной ситуации:

5.1 Если человек попал в полынью:

5.1.1 найдите длинный шест, лыжу, веревку или длинный шарф (в случае с веревкой или шарфом завяжите на конце узел);

5.1.2  постарайтесь приблизиться к полынье по следам, последние 10-15 метров передвигайтесь ползком;

5.1.3  не доползая до края полыньи, подайте пострадавшему шест, лыжу, веревку;

5.1.4  вызовите медиков, до их прибытия окажите пострадавшему первую помощь.

5.1.5 Следует знать: не наматывайте веревку на руку – пострадавший может утянуть за собой в полынью.

5.2 Если провалились под лед:

5.2.1 передвигайтесь к тому краю полыньи, откуда идет течение;

5.2.2 добравшись до края полыньи, старайтесь побольше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда;

5.2.3  если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу;

5.2.4  выбравшись из воды, поспешите согреться: охлаждение может вызвать серьезные осложнения.

 


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАМЕРЗШИХ ВОДОЕМАХ

Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками

 

Лед на водоемах очень опасен осенью и весной. Наиболее прочен чистый прозрачный лед, образовавшийся от замерзания поверхностного слоя льда. Для взрослого человека лед безопасен, когда его толщина не менее 7 сантиметров. Ребята любят устраивать зимой на льду катки. Нужно помнить, что каток необходимо обустраивать при толщине льда не менее 10-12 сантиметров, а если каток рассчитан на массовое катание – 25 сантиметров.

Детям не разрешается, особенно осенью и весной ходить по льду без сопровождения взрослых.

Крепость льда зависит от температуры воздуха. Утром и днем он не такой прочный, как вечером. Особенно опасен лед во время оттепели.

Нельзя ступать на лед, не убедившись в его крепости. Надо помнить, что лед крепче у берега: его толщина уменьшается на большой глубине по мере удаления от берега, а также в тех местах, где есть растительность, быстрое течение воды, где бьют ключи или впадает в реку ручей. Очень осторожным следует быть в местах примыкания льда к берегу. Здесь лед, как правила, менее прочен и в нем могут быть трещины. Это, в первую очередь, касается тех ребят, которые любят кататься на санках и лыжах с крутого берега с выездом на лед.

Прочность льда надо всегда проверять. Прежде чем ступить на лед, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов, лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить путь, так, чтобы избежать опасных мест. Передвигаться по льду следует не спеша, просматривая дорогу впереди, а в сомнительных местах определяя состояние льда ударами крепкой палкой. Нельзя проверять прочность льда ударами ноги. Особая осторожность нужна после снегопадов, когда под слоем снега не видны трещины, полыньи, проруби.

Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие  толщины льда прилагаемой нагрузке:

 

-         - безопасная толщина льда для одного человека  не менее 7 см;

-         - безопасная толщина льда для сооружения катка  12 см и более; 

-         - безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более; 

-         - безопасная толщина льда для проезда автомобилей  не менее 30 см.

Это надо знать.

Выживание в холодной воде.

1.     Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С.  Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.

2.     Скорость снижения температуры тела  зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя.

3.     Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.

 Что испытывает человек,

неожиданно оказавшийся в ледяной воде?

1.  Перехватывает дыхание.

2.  Голову как будто сдавливает железный обруч.

3.  Резко учащается сердцебиение.

4.  Артериальное давление повышается до угрожающих пределов.

5. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.

6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи.

7.  Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30°С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падет до критических цифр.

Время безопасного пребывания  человека в воде:

- при температуре воды 24°С время безопасного пребывания  7-9 часов,

- при температуре воды 5-15°С  - от 3,5 часов до 4,5 часов

- температура воды 2-3°С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;

- при температуре воды минус 2°С – смерть может наступить через  5-8 мин.
 

Основные  причины смерти человека в холодной воде:

  • Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.

  • Смерть может наступить  в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.

  • Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.

  • Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

Замерзшую реку или озеро лучше пересекать на лыжах. При этом крепление лыж лучше расстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук.

Если водоем пересекает группа, расстояние между пешеходами должно быть не менее 5 метров.

Если все же человек провалился в воду, он должен звать на помощь, сохраняя спокойствие, действовать самостоятельно. Нужно немедленно раскинуть широко руки по кромкам льда, не делать резких движений, опираясь грудью и руками на кромку льда, попытаться выползти на прочный лед и ползти к берегу.

Если на ваших глазах на льду провалился человек, немедленно крикните, что идете на помощь. К терпящему бедствие надо идти ползком, широко раскинув руки. Если есть возможность, подложите под себя лыжи, доску, фанеру и ползите на ней. Лед выдерживает человека на расстоянии 3-4 метра от края полыньи. Поэтому старайтесь протянуть пострадавшему лыжу, лыжную палку, веревку, доску. Можно использовать крепко завязанные шарфы. Когда спасающих несколько, они могут лечь на лед цепочкой, взяв один другого за ноги и ползти к полыньи. Действовать надо решительно и быстро, так как человек, попавший в полынью, быстро замерзает, а намокшая одежда не дает ему долго держаться на воде. Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лед и ползком вместе с ним выбираться из опасной зоны. Затем надо укрыть его от ветра, как можно быстрее доставить его в теплое место, растереть, переодеть в сухое и напоить чаем.

Итак, ребята!

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПРОВАЛИЛИСЬ В ХОЛОДНУЮ ВОДУ?

Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание, позовите на помощь окружающих.
 Держите голову над водой.
Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а затем и другую ногу на лед.
Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
Ползите в ту сторону - откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.

ЕСЛИ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ

Вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.
Следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье.
Остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест.
Осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны.
Ползите в ту сторону - откуда пришли, ведь лед там уже проверен.
Доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи) смоченными в спирте или водке руками, напоите пострадавшего горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь - в подобных случаях это может привести к летальному исходу.

свернуть